Графика в оформлении сайтов

21 июня 2009. Рубрики: Интернет, Рабочие заметки; автор — Юлия Панина aka Княгиня.

В работе над сайтами нередко встречаются разногласия между специалистами, выполняющими работы на разных этапах: графическое оформление, отрисованное дизайнером, вызывает неудовольствие у программистов и верстальщиков. Можно сказать, что программисту лень или он не понимает прекрасного. Может быть, и лень, однако порой стремление сделать красиво оборачивается против самого себя.

Графическое меню (то есть, состоящее из картинок) стало напоминать мне нарисованного мужчину: любоваться им можно сколько душе угодно, но глазки строить бесполезно. Те, которые сами мужчины — подставьте сюда женщину.

Оставим в стороне такую часто упоминаемую причину, как отключение некоторыми пользователями картинок в браузере. Для них можно предусмотреть вывод альтернативных надписей, которые будут читаться не хуже, чем отрисованный текст. Но есть проблемы и посерьёзней. Например, невозможность скопировать текст, заключённый в картинку. Или его немасштабируемость. Вряд ли слоган компании имеет такую ценность, что его будут копировать или пристально рассматривать, а вот номер телефона — могут. А те, кто пользуется скайпом, могли бы позвонить по этому номеру, просто кликнув по нему мышью. По нарисованному — не могут.

Это всё проблемы посетителя. Беда в том, что хозяин сайта о них зачастую не подозревает, потому что ему всё видно, а скайпом он не пользуется. Но кроме проблем посетителя, есть ещё проблемы разработчика, плавно переходящие в проблемы хозяина.

Можно слышать, как устоявшийся оборот, что программисты не любят графические меню. Скорее всего, не любят. Ибо текстовое сделать проще. Но бывает так, что текстом реализовать меню или другую часть дизайна невозможно. Например, вот эти вот красивые нестандартные шрифты, вот эти вот тенюшечки, градиентики… Так, собственно, а кем и зачем эти тенюшечки-градиентики были нарисованы? Для чего? Этот вопрос следует решать на стадии разработки дизайна: улучшат ли работу сайта такие красивости, или нет. В моей практике ни разу не было случая, когда можно было с уверенностью сказать: «Да, улучшат». Зато проблем при посадке на движок добавят — с гарантией. Подчёркиваю: не при вёрстке, при посадке (или прикрутке, что то же самое), ибо сверстать статикой можно всё или почти всё.

Можно написать меню, которое использует не текстовое название, а подхватывает загруженную картинку (для тех, кто обеспокоен вопросом оптимизации, название пункта можно выводить в alt и title). Но тогда надо предусмотреть случай, если у админа для каких-то разделов не найдётся картинок. И как будет выглядеть меню наполовину из картинок, наполовину из текста? Когда появятся новые разделы, а старого дизайнера, рисовавшего картинки к меню, не окажется под рукой, и стиль пунктов пойдёт кто в лес, кто по дрова?

Та же самая проблема вас ждёт, если красивым шрифтом написан телефон, адрес или слоган компании. Дизайнер уволился, psd потерялся, а у компании сменились контакты или девиз. Мне до сих приходится исправлять коды города у московских компаний, хотя времени прошло уже немало, и каждый раз я поминаю недобрым словом того, кто нарисовал вот этот вот телефон и не подписал (крупно), каким шрифтом он это делал. А если на странице несколько декоративных надписей, то замена одной из них на шрифт «более-менее примерно такой» быстро превращает исходный дизайн в лоскутное одеяло. Так, глядишь, и полный редизайн понадобится.

А теперь вернёмся чуть-чуть назад. Улучшат ли работу сайта декоративные красивости? Если вы считаете, что именно вашему ресурсу они жизненно необходимы и без них он не будет работать, то украшайте, но — позаботьтесь сделать дизайнерский «запас на чёрный день», чтобы избежать проблем, описанных выше.

Один отзыв на «Графика в оформлении сайтов»
  1. Владимир (1 комментарий)

    Все же самое главное в сайте — его контент. Если контент интересен пользователь сам найдет множество способов прочесть то что ему необходимо. Конечно нельзя забывать о юзабилити, но начинать надо именно с хорошо продуманного текста и думать о той пользе, которую он принесет людям.

    Ответить на этот комментарий

Есть что сказать? Не молчим!

Используйте теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong> <pre class="" code=""> <ul> <li> <ol> .

Комментарии короче 200 символов публикуются без активной ссылки. Пробелы не учитываются.

Ссылки с комментариев dofollow. Ознакомьтесь, пожалуйста, с правилами dofollow-комментирования. Кто не читает, тот сам себе враг.